В большинстве случаев основной причиной, по которой молодые люди принимают решение стать психологом или психотерапевтом, является не только желание помогать людям, но и решение своих собственных проблем (карьерных, материальных, личностных и т.д.). После окончания обучения у молодых специалистов возникает вполне естественная потребность зарабатывать себе на жизнь. И в это время в жизненных взглядах человека происходят определенного рода трансформации.

В данной статье речь пойдет о психотерапии не только как о лечении, но и как о бизнесе, который, в свою очередь, представляет экономический интерес как для самого специалиста, так и для общества в целом.

Бизнес-модели основных подходов к психотерапии

Психология и психотерапия как бизнес

Психология и психотерапия как бизнес

На эффективность подходов к психотерапии помимо успешности излечения пациента влияет и целый ряд иных факторов. Ниже представлены наиболее важные из них:

  1. Эффективность, которая выражается в длительности лечения и его успешности
    Никаких более или менее серьезных исследований на эту тему не проводилось. В то же время если говорить о непосредственной эффективности, то к наиболее успешным методам можно смело отнести гипноз, когнитивно-поведенческую психотерапию и расстановки по Хеллингеру. К наименее эффективным методам относится классический психоанализ.

  2. Привлекательность для пациента
    Данный фактор крайне важен. Сидеть и размышлять часами может и эффективно, но довольно тоскливо. Особенно это касается женщин. Намного приятнее полежать, расслабиться или потанцевать. В этом случае в очевидном плюсе гештальт и арт-терапия, в которых используются подобные формы. Известно, что основным контингентом любого психотерапевта являются женщины. А для женщин важна некая мистификация, возможность стать центром внимания и пообщаться на так называемые “вечные” темы: измены, любовь, смерть и т.д. При таком подходе психотерапевтический процесс становится намного привлекательнее.

  3. Массовость психотерапевтического процесса
    При групповых формах психотерапевтический подход становится более эффективным с точки зрения ведения бизнеса. И в данном случае это выгодно как для пациентов (на порядок дешевле), так и для специалиста. В свое время известный психотерапевт Фриц Перлз практиковал исключительно индивидуальный подход. И работа не приносила ему ни денег, ни известности. Но годы спустя Перлз разработал настолько популярный на сегодняшний день гештальт-подход (формы массовой или групповой психотерапии). И это принесло известному терапевту и деньги, и многочисленных почитателей.

  4. Длительность лечения
    При использовании непопулярных подходов длительность лечения играет только в минус. И наоборот, если подход раскручен, то длительность терапевтического курса становится его самым большим плюсом. В этом плане выгоднее всего лечить наркоманов и алкоголиков. Ведь таких пациентов много, а рецидивы, которые являются основанием для продолжения лечения, случаются часто. Да и родственники зависимых зачастую готовы нести в психотерапевтический центр любые деньги.

  5. Реклама
    Инициаторами рекламы могут быть как сами терапевты, так и пациенты, создающие так называемое “сарафанное радио”. Наиболее эффективными в этом плане являются расстановки по Хеллингеру, где предполагается вовлечение широкого круга участников.

  6. Вирусный маркетинг
    Некоторые терапевтические подходы предполагают “заражение” пациента “вирусом”. Спустя недолгое время это обеспечивает терапевту солидный приплыв новых пациентов. В роли “вируса” здесь выступают теоретические установки, “вбиваемые” в голову пациента.

Криптовалютная биржа EXMO