В большинстве случаев основной причиной, по которой молодые люди принимают решение стать психологом или психотерапевтом, является не только желание помогать людям, но и решение своих собственных проблем (карьерных, материальных, личностных и т.д.). После окончания обучения у молодых специалистов возникает вполне естественная потребность зарабатывать себе на жизнь. И в это время в жизненных взглядах человека происходят определенного рода трансформации.
В данной статье речь пойдет о психотерапии не только как о лечении, но и как о бизнесе, который, в свою очередь, представляет экономический интерес как для самого специалиста, так и для общества в целом.
Бизнес-модели основных подходов к психотерапии
На эффективность подходов к психотерапии помимо успешности излечения пациента влияет и целый ряд иных факторов. Ниже представлены наиболее важные из них:
- Эффективность, которая выражается в длительности лечения и его успешности
Никаких более или менее серьезных исследований на эту тему не проводилось. В то же время если говорить о непосредственной эффективности, то к наиболее успешным методам можно смело отнести гипноз, когнитивно-поведенческую психотерапию и расстановки по Хеллингеру. К наименее эффективным методам относится классический психоанализ. - Привлекательность для пациента
Данный фактор крайне важен. Сидеть и размышлять часами может и эффективно, но довольно тоскливо. Особенно это касается женщин. Намного приятнее полежать, расслабиться или потанцевать. В этом случае в очевидном плюсе гештальт и арт-терапия, в которых используются подобные формы. Известно, что основным контингентом любого психотерапевта являются женщины. А для женщин важна некая мистификация, возможность стать центром внимания и пообщаться на так называемые “вечные” темы: измены, любовь, смерть и т.д. При таком подходе психотерапевтический процесс становится намного привлекательнее. - Массовость психотерапевтического процесса
При групповых формах психотерапевтический подход становится более эффективным с точки зрения ведения бизнеса. И в данном случае это выгодно как для пациентов (на порядок дешевле), так и для специалиста. В свое время известный психотерапевт Фриц Перлз практиковал исключительно индивидуальный подход. И работа не приносила ему ни денег, ни известности. Но годы спустя Перлз разработал настолько популярный на сегодняшний день гештальт-подход (формы массовой или групповой психотерапии). И это принесло известному терапевту и деньги, и многочисленных почитателей. - Длительность лечения
При использовании непопулярных подходов длительность лечения играет только в минус. И наоборот, если подход раскручен, то длительность терапевтического курса становится его самым большим плюсом. В этом плане выгоднее всего лечить наркоманов и алкоголиков. Ведь таких пациентов много, а рецидивы, которые являются основанием для продолжения лечения, случаются часто. Да и родственники зависимых зачастую готовы нести в психотерапевтический центр любые деньги. - Реклама
Инициаторами рекламы могут быть как сами терапевты, так и пациенты, создающие так называемое “сарафанное радио”. Наиболее эффективными в этом плане являются расстановки по Хеллингеру, где предполагается вовлечение широкого круга участников. - Вирусный маркетинг
Некоторые терапевтические подходы предполагают “заражение” пациента “вирусом”. Спустя недолгое время это обеспечивает терапевту солидный приплыв новых пациентов. В роли “вируса” здесь выступают теоретические установки, “вбиваемые” в голову пациента.