Заниматься анализом и оценкой ущерба, который принёс коронавирус малому бизнесу, ещё рано, поэтому пока и не буду. В то же время некоторые промежуточные результаты рассмотреть можно. О масштабе возникшей ситуации можно судить по следующим данным: более 80 стран уже запросили у Международного валютного фонда финансовую помощь, общий размер которой составляет около 2,5 триллионов долларов.

Общая динамика по малому бизнесу

доставка еды на дом

доставка еды на дом

Несмотря на неутешительные показатели отрицательного роста экономики предприятий в общем, всё же есть сферы малого бизнеса, которые не только не пострадали, но даже выиграли из-за сложившейся в мире ситуации. Я выделил бы среди них, например, электронную коммерцию, доставку готовой еды, курьерские службы. Они увеличили свой доход по вполне понятным всем причинам.
Основная часть бизнеса, связанная с арендой помещений и оплатой работы дорогостоящих узкопрофильных специалистов в нынешнее время оказывается невыгодной и связывается с очень большими экономическими рисками. В такой ситуации многие просто перестают работать, даже удалённо.

Общепит, производство продуктов

В режиме пандемии и самоизоляции компании по производству продуктов питания, основного и практически самого важного ресурса для нормальной жизнедеятельности любого человека, продолжают функционировать. При этом несмотря на общий спад промышленности в России (в марте 2020 года промышленное производство сократилось на 1,2 %), малый бизнес улучшил или по крайней мере не ухудшил свои показатели.
Дефицита продуктов как в мире, так и в России я не наблюдаю. По данным, собранным в интернете, судя по наполненности полок в магазинах, делаю вывод, что эта сфера будет процветать. Для примера приведу некоторые данные, которые я выудил из всемирной сети.
Мировые цены на основные культуры (такие, как рис, пшеница или кукуруза) остаются стабильными с момента вспышки пандемии коронавирусной инфекции (цена риса увеличилась всего на 1%, что эксперты не связывают с пандемией). Это значит, что спрос и покупательская способность на эти продукты не снизились. Так, за первую неделю марта российские потребители купили больше товаров с длительным сроком хранения, к которым относятся:

  • крупы (приобрели на 29,6% больше гречки и на 33,9% – риса);
  • замороженные блюда (куплено на 40,9% больше «заморозки», в том числе на 28,4% – пельменей);
  • влажные салфетки (прирост составил 21,4%);
  • мыло (5,5%);
  • макаронные изделия (18,8%).

Обратите внимание: я привёл данные, показывающие динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2019 года.

Доставка и курьерские службы

Как показала практика и мой здравый смысл, многим самоизолировавшимся ничего не остаётся, как готовить домашнюю еду и её есть, периодически заглядывая в свой холодильник. Однако, для самых ленивых и обеспеченных работают бесконтактные службы доставки уже готовых блюд. Также увеличилась прибыль курьерских служб, работающих с непищевыми товарами.

Сантехники и электрики – те, кто нужен всегда

сантехники и электрики

сантехники и электрики

Мастер по починке водопроводных и канализационных труб, а также квалифицированный электрик, – именно эти специалисты будут востребованы всегда. И это ясно: когда сломался кран или нужно заменить сгоревшую электрическую проводку, без них не обойтись. Как сообщили в «Газета.Ru» и в «Российской газете», эти профессии теперь станут популярнее, а значит, малые предприятия бытовой направленности будут получать увеличенный доход.

Клининг

В условиях коронавируса многие предприятия всё больше нуждаются в услугах профессиональных уборщиков. Это объясняется повышением потребности в постоянной дезинфекции торговых и других помещений. Так, одна московская санитарно-эпидемиологическая служба заявила о повышении спроса на сервис обработки офисов/предприятий/квартир на целых 100% за последнюю неделю марта.
А какие прибыльные сферы в условиях пандемии открыли для себя Вы?