Заниматься анализом и оценкой ущерба, который принёс коронавирус малому бизнесу, ещё рано, поэтому пока и не буду. В то же время некоторые промежуточные результаты рассмотреть можно. О масштабе возникшей ситуации можно судить по следующим данным: более 80 стран уже запросили у Международного валютного фонда финансовую помощь, общий размер которой составляет около 2,5 триллионов долларов.
Общая динамика по малому бизнесу

доставка еды на дом
Несмотря на неутешительные показатели отрицательного роста экономики предприятий в общем, всё же есть сферы малого бизнеса, которые не только не пострадали, но даже выиграли из-за сложившейся в мире ситуации. Я выделил бы среди них, например, электронную коммерцию, доставку готовой еды, курьерские службы. Они увеличили свой доход по вполне понятным всем причинам.
Основная часть бизнеса, связанная с арендой помещений и оплатой работы дорогостоящих узкопрофильных специалистов в нынешнее время оказывается невыгодной и связывается с очень большими экономическими рисками. В такой ситуации многие просто перестают работать, даже удалённо.
Общепит, производство продуктов
В режиме пандемии и самоизоляции компании по производству продуктов питания, основного и практически самого важного ресурса для нормальной жизнедеятельности любого человека, продолжают функционировать. При этом несмотря на общий спад промышленности в России (в марте 2020 года промышленное производство сократилось на 1,2 %), малый бизнес улучшил или по крайней мере не ухудшил свои показатели.
Дефицита продуктов как в мире, так и в России я не наблюдаю. По данным, собранным в интернете, судя по наполненности полок в магазинах, делаю вывод, что эта сфера будет процветать. Для примера приведу некоторые данные, которые я выудил из всемирной сети.
Мировые цены на основные культуры (такие, как рис, пшеница или кукуруза) остаются стабильными с момента вспышки пандемии коронавирусной инфекции (цена риса увеличилась всего на 1%, что эксперты не связывают с пандемией). Это значит, что спрос и покупательская способность на эти продукты не снизились. Так, за первую неделю марта российские потребители купили больше товаров с длительным сроком хранения, к которым относятся:
- крупы (приобрели на 29,6% больше гречки и на 33,9% – риса);
- замороженные блюда (куплено на 40,9% больше «заморозки», в том числе на 28,4% – пельменей);
- влажные салфетки (прирост составил 21,4%);
- мыло (5,5%);
- макаронные изделия (18,8%).
Обратите внимание: я привёл данные, показывающие динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2019 года.
Доставка и курьерские службы
Как показала практика и мой здравый смысл, многим самоизолировавшимся ничего не остаётся, как готовить домашнюю еду и её есть, периодически заглядывая в свой холодильник. Однако, для самых ленивых и обеспеченных работают бесконтактные службы доставки уже готовых блюд. Также увеличилась прибыль курьерских служб, работающих с непищевыми товарами.
Сантехники и электрики – те, кто нужен всегда

сантехники и электрики
Мастер по починке водопроводных и канализационных труб, а также квалифицированный электрик, – именно эти специалисты будут востребованы всегда. И это ясно: когда сломался кран или нужно заменить сгоревшую электрическую проводку, без них не обойтись. Как сообщили в «Газета.Ru» и в «Российской газете», эти профессии теперь станут популярнее, а значит, малые предприятия бытовой направленности будут получать увеличенный доход.
Клининг
В условиях коронавируса многие предприятия всё больше нуждаются в услугах профессиональных уборщиков. Это объясняется повышением потребности в постоянной дезинфекции торговых и других помещений. Так, одна московская санитарно-эпидемиологическая служба заявила о повышении спроса на сервис обработки офисов/предприятий/квартир на целых 100% за последнюю неделю марта.
А какие прибыльные сферы в условиях пандемии открыли для себя Вы?